Теория слоев Archicad, часть 1: ЛЕГО и слои
Незадолго до Дня Благодарения один парень — пользователь Archicad — написал мне благодарственное письмо. Он скачал мой шаблон и «все еще пытался разобраться в несметном количестве слоев...» Я ответил ему, написал немного о своей теории слоев и пообещал написать пост в блоге с более подробным описанием. Так вышло, что мне придется написать целую кучу постов. Давайте начнем с некоторых основ и поговорим о том, как и почему мы используем элементы внутри разных слоев при помощи великолепной технологии кирпичиков ЛЕГО.
От слоев к ЛЕГО
Во время праздников я провел много свободного времени в окружении ЛЕГО. Мои дочери — одной четыре года, другой шесть — как раз вступили в тот прекрасный возраст, когда единственное, во что они играют — это ЛЕГО. Они все еще слишком малы, чтобы самостоятельно все построить, особенно если учесть, что все старые наборы ЛЕГО они унаследовали от своей матери. Последние несколько недель моя жена провела за строительством чего-то. Моей задачей было находить отдельные кирпичики, потому что все они были свалены в одну кучу. Каждый день мы медленно отделяли одни от других, а потом, когда приходило время уборки, складывали их все вместе. Наконец, после нескольких дней, я сел и рассортировал их все по цветам. Как только я сделал это, найти что-то нужное стало гораздо легче. За исключением, правда, тех деталей, которые мы использовали в других наборах. Поскольку было довольно трудно найти деталь нужного цвета, мы построили несколько наборов с неподходящими цветами. А это означало, что если бы мы хотели собрать что-то более организованно, нам пришлось бы либо создавать несовершенное творение, либо вынимать части из уже собранных — по существу, переделывать свою предыдущую работу.
Сортировка ЛЕГО для моей дочери была очень интересным опытом, потому что этот процесс заметно отличался от того, как я раскладывал ЛЕГО по цветам в детстве. Когда мы с братом были детьми, у нас было много ЛЕГО. Я имею в виду очень много ЛЕГО. Вспомните, сколько было у вас. У нас с братом было больше. Представьте, как много у нас было. Но вы все еще далеки. Умножьте это количество на два. Вот теперь вы близки.
Если у вас всего несколько десятков колес, то вам не нужен отдельный ящик для их хранения. Если у вас несколько сотен, то нужен. Когда у вас есть пара литров цветной массы деталей, то собирать их во что-то особенное становится интереснее. Не так уж и сложно покопаться и найти именно тот кусочек с наклейкой или подвижной частью. А когда у вас десять или больше литров деталей только одного цвета, просто необходимо еще как-то разделять их. Кроме того, когда я рос в 1980-х и 1990-х годах, у ЛЕГО было меньше цветов. Были красный, синий, желтый, серый, черный, белый, немного зеленого и еще меньше коричневого (в комментариях можно упомянуть о темно-сером и других). У нас еще были прозрачные детали (мы с братом называли их «чистыми деталями»). А сейчас, помимо того, что есть розовые, фиолетовые и оранжевые кубики, имеются еще и разные оттенки каждого цвета, и сейчас у детей гораздо больше оттенков розового, чем было всего цветов в моем детстве.
В моем детстве у нас был один ящичек для каждого цвета. Все было просто. А сейчас, когда я сортировал по цветам ЛЕГО для дочки, мне пришлось разделять их по цветовым группам — розовые и фиолетовые в один ящичек, все оттенки голубого в другой, коричневые в третий и так далее. И каждый ящичек ЛЕГО вместо того, чтобы быть одноцветным, представлял собой все оттенки одного цвета. Мне даже приходилось принимать решение: в какую банку класть оранжевые детали — в красную и или желтую (ответ: в желтую). Эта сортировка по цветам неплохо помогла нам, потому что светло-голубую деталь хорошо видно в море темно-синих деталей (оранжевый лучше видно в желтом, чем в красном, я проверял). Если бы я строго соблюдал правило одного цвета, то мне бы понадобилось в 3−4 раза больше ящиков. Все эти цвета даже заставили меня подумать о том, чтобы смешать контрастные цвета. Если мне была нужна белая деталь, гораздо проще найти ее среди черных. Но все это становится немного сложно.
Помимо ящичков для деталей разных цветов всегда были ящички для особых частей. У нас было так много кирпичиков ЛЕГО, что искать особенные детали (с наклейками, окнами, дверями и др.) было просто неудобно. Но поскольку у нас было очень много деталей, то и специальных деталей с наклейками и подвижными деталями было немало. Их были сотни. При сортировке ЛЕГО моих детей я понял, что моя классификация из детства была бесполезна. Было не слишком много деталей с наклейками, чтоб положить их в отдельный ящичек. Помимо этого, найти особенную деталь в ящичке с похожими цветами — не такая уж и сложная задача.
Однако сортировка меньшего количество деталей все еще требовала особого подхода, важного для моих дочерей. Маленькие фигурки и человечки отправлялись в отдельный ящичек. Никто не хочет искать пару синих штанов в синем ящике. Удобнее искать их в ящике с человечками. В детстве у нас было так много людей, что у нас существовали отдельные ящички для человечков из города, космонавтов, исторических персонажей (я не помню, где жили пираты). У моих дочек, конечно, был ящик с человечками (без разделения по эпохам), но у них также имелся и ящичек с животными, потому что, во-первых, сегодня животных гораздо больше, чем в моем детстве, а во-вторых, мои дочки одержимы всем милым и маленьким. Я также положил всю еду в ящик с животными, потому что мои дочери любят использовать еду для человечков и животных. Было бы нецелесообразно класть еду в отдельный ящик, потому что эти детали занимают мало места (их мало и они маленького размера), а класть в ящик по цветам было бы непрактично, потому что, когда вы ищете еду, вы меньше всего думаете о цвете.
От ЛЕГО к слоям
Мне кажется, что мы, сами того не осознавая, воспринимаем слои в Archicad как ящички разноцветных частей ЛЕГО. В качестве критерия, по которому мы разделяем их, мы взяли не цвета, а кое-что другое (наружные стены, плинтусы, отделка крыши, внутренняя отделка, текст, размеры
Слои — это великолепно. Слои — это важные метаданные, прикрепленные почти ко всем элементам. Но опять же, это всего лишь один из тегов для работы с элементами. Они не должны становиться преобладающим способом работы. И они не должны быть чем-то особенными. По сути, чем меньше слоев, тем лучше. Чем больше слоев, тем больше вероятность, что элемент окажется не на том слое. Кен Хиггинс довольно убедительно пишет о том, что вам нужен только один слой. Возможно, это и далеко от правды, и не очень удобно, но явно не так далеко, как думаете вы.
Как решить, что заслуживает того, чтобы стать слоем, а что должно обрабатываться другими возможностями Archicad? В следующей статье, которую я намерен написать в ближайшие дни, мы отойдем от теории и перейдем к материальной части. Надеюсь, что сравнение элементов Archicad с элементами ЛЕГО даст вам пищу для дальнейших размышлений. Относитесь ли вы к слоям как к ящику с одноцветными деталями или это что-то более специализированное? Зависят ли ваши проекты от того, на каком слое размещен тот или иной элемент? Основываете ли вы свое решение в отношении слоев на тонкостях конкретной задачи или обращаетесь к внешним источникам, таким как устаревшие стандарты САПР, вышедшие из употребления шаблоны, древние примеры или какие-либо другие недостаточно точные источники. Кажется ли вам, что вы должны использовать больше или меньше слоев?
Большие объемы данных, маленькие объемы данных и некоторые стратегии организации, которые редко оказываются хорошими
Давайте добавим еще один смешной случай с ЛЕГО. Когда я впервые познакомился с коллекцией ЛЕГО, собранной моей женой, эта коллекция уже была частично отсортирована, хотя в очень бессмысленной манере, особенно для коллекционера ЛЕГО. Для лучшего понимания скажу, что, когда моя свекровь упаковывала ЛЕГО, ее дети были уже достаточно взрослыми, и поэтому она уложила коллекцию, как ей было угодно. Вместо того, чтобы разложить их по цвету, она сложила их в мешочки по форме. Вместо огромной кучи несортированных деталей или нескольких групп там были десятки разных маленьких групп. Было просто невозможно найти хоть что-нибудь. Мне пришлось разрушить ее тщательно собранную систему, чтобы мы могли поиграть. Давайте избежим этого. Давайте не создавать ненужного множества слоев с элементами Archicad, основываясь на неадекватных критериях.
Подпишитесь на рассылку новостей
Узнавайте новости по отрасли первыми
Оставляя email, я принимаю Политику конфиденциальности
Об openBIM.ru
Сайт openBIM.ru — официальный русскоязычный сайт, посвященный программным продуктам компании Graphisoft (разработчик Archicad) и различным приложениям к нему: свежие новости, галерея проектов, информация о последних версиях Archicad, события, специальные предложения и другие материалы.